Должен ли адвокат в своей работе оказывать услуги психолога?
Вопрос, конечно, условный, но интересный. Часто те, кто обращается к адвокату за юридической помощью, нуждаются в решении не только правовых проблем, но и связанных с ними психологических неудобств. А точнее, нуждаются в помощи психолога.
Это естественно, ведь изменения правового статуса (расторжение брака, отчуждение имущества, лишение свободы и пр.), особенно в первый раз, неизбежно влечёт изменения в личной жизни, в отношениях между людьми и в конечном итоге — внутренним переживаниям человека.
Всеми этими вопросами профессионально владеют специалисты в области психологии, психики людей.
В нашей стране у подавляющего большинства граждан нет семейного или личного адвоката, и тем более, нет семейного или личного психолога. Поэтому, при обращении за помощью к адвокату, которого нашли по случаю, никто уж точно не думает обращаться к психологу. Это не правильно.
Представьте себе развод, расторжение брака, в котором супруги прожили много лет, родили и воспитали детей, нажили общее имущество… И сейчас за несколько месяцев все это разрушается! И главные «события», по моему мнению, происходят внутри каждого человека. Раньше все проблемы решались в семье, сообща, а сейчас каждый находится в одиночестве. А еще дети, родители, родные, близкие, друзья… Не каждому под силу самостоятельно уверенно справиться с этим.
В итоге, возникает вопрос: должен ли адвокат по делу помогать людям в их психологических проблемах?
Я считаю, что в этом вопросе должна соблюдаться золотая середина. Не этично и неверно адвокату полностью устраниться от психологического состояния доверителя, так как во многом именно от взаимопонимания и совместных усилий зависит исход дела. Если даже между доверителем и его адвокатом не будет понимания (а это очень и очень важно, понимать, что делает каждый), то говорить о победе над противоположной стороной, вообще, не приходится.
С другой стороны, адвокату нельзя полностью погружаться во все внутренние переживания, пытаться помочь, разрешить проблемы доверителя — это в итоге отвлечет от основного дела и может, в конечном итоге, навредить. А ведь главная заповедь адвоката — не навреди!
Профессионально решать проблемы в своей области должен только профессионал, то есть, в нашем случае, специалист психолог.
В итоге, мое мнение: адвокат не должен быть равнодушен к внутренним переживаниям людей, обратившихся за юридической помощью, но постепенно вежливо ограничить эту сторону общения, возвращаясь к собственно правовым проблемам. В сложных случаях, со временем, можно предложить обратиться к специалисту по решению психологических проблем, но сделать это максимально корректно и дружелюбно.
В каждом случае, конечно, люди сами решают, как им поступить. Но это решение должно способствовать достижению основной цели.